Ниже представлена сводная информация по основным типам состояния пленки, образующейся на коллекторах с указанием характера взаимодействия между щетками и коллекторами, которое приводит к появлению таких признаков:

СВЕТЛАЯ ПЛЕНКА. Равномерная светлая пленка по всей поверхности коллектора окраска отражает хорошие условия работы щеток. Оттенок пленки зависит от марки щеток и плотности тока.

  

ТЕМНАЯ ПЛЕНКА. Также отражает хорошие условия работы щеток. Оттенок пленки однородный и ровный от светлого до темного тона.

  

ПЯТНИСТАЯ ПЛЕНКА. Такое неоднородное состо-яние пленки является типичным. Контактное давление щеток, неравномерные магнитные поля, химические пары, избыточная влажность наиболее частые причи-ны такого состояния пленки.

 

ПЛЕНКА С ПОЛОСКАМИ У ДОРОЖЕК. Чередование светлых и темных полосок, которое соответствует числу витков якоря на дорожку. Такое состояние зависит от конструкции машины, и, как правило, не зависит от марки щеток.

 

ПОЛОСЫ. Если полосы возникают только на пленке, то коллектору это не вредит. Такая политура может зависеть от плотности тока и марки щетки и останется неизменной, если на условия работы не повлияют другие отрицатель-ные факторы. Если же при работе механизма наблюдается перенос металла, то такое состояние приведет к образованию резьбы. Замена щетки может решить эту проблему.

 

ЯРКИЕ ПЯТНА. Яркие пятна на пленке говорят о недостаточном контакте или перегрузке. Появля-ющееся в результате этого искрение под щеткой постепенно разрушит пленку и, в конце концов, приведет к эрозионному износу коллектора. Наиболее частые причины: деформация коллек-тора или его загрязнение.

 

ВЫГОРАНИЕ ПЛАСТИН. Металлическая эрозия и обгорание пластин из-за искрения. Выгорание пластин может быть результатом неправильно подобранных щеток или недостаточной электрической симметрии машины. Если не устранить причину выгорания, такое состояние коллектора может вызвать его серьезное повреждение.

 

ВЫГОРАНИЕ ПЛАСТИН ПОЛОСКАМИ. Приводит к эрозионному изнашиванию каждой второй, третьей или четвертой пластины коллектора в зависимости от конструкции обмотки якоря. К такому состоянию могут привести неправильный выбор материала или конструкции щеток, а также неправильная электрическая регулировка машины. Результатом такого состояния является серьезное повреждение коллектора и сокращение срока службы щеток.

 

ПОЛОСЫ НА ПАТИНЕ С ИЗНОСОМ КОЛЛЕКТОРА. Полосы могут иметь разную ширину и отличаться по цвету. Такое состояние может являться результатом атмосферных воздействий (влажность, пары масла или других газов) или недостаточной нагрузки. Возможно также, что не подходит марка щетки.

 

ШТРИХОВОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЛАСТИН. Такое состояние является следствием несбалансирован-ности якоря, недостаточного выравнивания валов, неудовлетворительного состояния подшипников и т.д. Если не устранить эту проблему, то она приведет к дуговому пробою.

 

ОБРАЗОВАНИЕ ДОРОЖЕК. Равномерный износ коллектора по окружности, соответствующий ширине щеток. К такому состоянию может привести длитель-ная эксплуатация металлографитовых щеток или повы-шенное содержание абразивной пыли в атмосфере. Износ коллектора можно снизить путем правильного подбора щеток (с меньшим содержанием металла либо его отсутствием (на настоящий момент только щетками из натурального графита торговой марки KPNG)) и принудительной вентиляцией двигателя.

 

ПРИХВАТЫВАНИЕ МЕДИ. Происходит при переносе меди в расплавленном состоянии на края пластины. Такие частицы покрываются загрязне-нием из окружающей среды, не окисляются надле-жащим образом в последствии не образуют пленку на поверхности коллектора что, в конце концов, приводит к пробою слюдяной изоляции. Если не устранить причину сразу и не закруглить края пластин, то она может привести к повреждению щеточного механизма.